как сделать проект по истории 5 класс

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Согласно ФГОС, проекты по истории могут быть выполнены школьниками индивидуально либо в группе из 3-4 человек. Подобная деятельность является обязательной после введения в отечественные школы новых образовательных стандартов.

Современные требования

В настоящее время современное общество экстренно нуждается в творческих, образованных, неравнодушных молодых людях.

Оно предъявляет школе социальный заказ на воспитание мобильной, грамотной личности, которая осознает свою культурную, историческую, духовную принадлежность к стране, понимает свои обязанности и права.

Значимость исследовательской деятельности

Любой творческий проект по истории предполагает применение стандартных знаний в новых условиях. Подрастающее поколение не только учится пользоваться разнообразными историческими источниками, но и формирует навыки ведения научной дискуссии.

Темы проектов по истории могут быть общими, касающимися определенных этапов развития человечества, а также иметь узкое направление — на изучение отдельных событий, периодов, людей. Независимо от вида деятельности, любая исследовательская работа предполагает серьезную и продолжительную подготовку, систематизацию материала.

Структура работы

Темы проектов по истории могут предлагаться научным руководителем, выбираться самими обучающимися. Несмотря на то что содержание работ существенно отличается, есть определенные общие правила, которые необходимо учитывать.

Начинать свою научную деятельность необходимо с продумывания алгоритма действий, выбора темы и цели исследования. На этом этапе допускается помощь педагога, от него напрямую зависит успешность всей последующей работы ребенка.

Первый пример

Например, если школьника заинтересовала история игрушек, важно выбрать определенный объект для изучения. Невозможно в одной работе упомянуть все их виды, собрать сведения о внешнем виде, использовании. История игрушек может быть ограничена в работе одним городом, семьей, временным периодом. Это придает материалу большую важность и значимость, повышает уникальность.

Темы исследовательских работ по истории, касающиеся игрушек, направлены на формирование в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свой город, семью, страну.

Среди методов, которые потребуются для проведения такой работы, отметим: проведение социологического опроса, обзор литературных источников, обработку полученных результатов. Отдельное внимание необходимо уделять оформлению работы.

Второй пример

Если школьник решил разработать проект по истории города, это свидетельствует о его неравнодушном отношении к прошлому своей страны. Что можно взять для работы? Например, в качестве объекта рассматриваются основные исторические памятники города, время их создания. Если работа ведется группой школьников, они могут разработать маршрут, в который войдут основные достопримечательности населенного пункта, подробное их описание.

Особенности работы

Темы проектов по истории могут быть связаны с народными традициями, национальными обрядами, семейными фотографиями.

Подобные работы позволяют связать единой нитью сразу несколько поколений, развить в подрастающих россиянах чувство гордости за свою страну. Ребята учатся самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения, устанавливать контакты с другими участниками образовательного процесса.

Темы проектов по истории, которые выбирают младшие школьники, в основном касаются конкретной семьи, города. Старшеклассники обладают большим багажом знаний, поэтому их работы имеют более глобальный масштаб.

Материал для работы

Предлагаем вам темы исследовательских работ по истории. Возможно, они будут интересны подрастающему поколению увлеченных, неравнодушных российских школьников.

  • Македонский в эпохе Эллинизма.
  • Что мы знаем об Альфреде Нобеле?
  • Крепости и замки Англии.
  • Прошлое и настоящее английского алфавита.
  • Социально-экономическое развитие Греции.
  • Атлантида — цивилизация, о которой стоит узнать подробнее!
  • Аттика во время распада рабовладельческой демократии в творчестве Аристофана.
  • История и значение аэростатов и дирижаблей в России до 1918 года.
  • Уникальность Китая.
  • История создания славянской азбуки.
  • Боевое снаряжение на Руси во времена X–XVI вв. и специфика его создания.
  • Боевые искусства в период Древней Руси.
  • Борис Годунов: жизнь и значение для страны.
  • Что такое Смутное время?
  • Быт крестьян в средние века.
  • Судьба семьи в истории страны.
  • Битва при Фермопилах
  • Богатыри в прошлом и настоящем.
  • Бородинская битва глазами французов.
  • Боги Древнего Рима и Древней Греции.

Примеры исследовательских работ, связанных с Россией

Например, история создания славянской азбуки может стать основой сразу нескольких работы:

  • Быт славян.
  • Культура и религия.
  • Верования славян.
  • Волшебный мир древнерусских мифов и легенд.
  • Славяне и викинги: особенности отношений.
  • Вооружение славян.
  • Появление первой письменности.

Поклонники XVII-XX веков вполне могут заняться изучением интересных фактов, связанных с этими историческими вехами:

  • Великие личности в отечественной истории.
  • Виртуальное путешествие по СССР.
  • Влияние времени на популярность исторической личности И. В. Сталина.
  • Влияние исторических процессов на формирование советской власти.
  • Влияние эпидемий на события, происходившие в России.
  • Возникновение русского гуманизма.
  • Война 1812 года.
  • Выборная власть как фактор повышения уровня жизни российских граждан.
  • История имен и фамилий.
  • Геральдика: соцветие истории, знаний и искусства.
  • Города России в легендах и преданиях.
  • Государственные праздники как отражение особенностей политического режима в нашей стране.
  • Добро пожаловать в Москву!
  • История шахмат.
  • Дружба с древнейших времен.
  • Женщины в истории нашей страны.
  • Жизненный путь Ленина.
  • Забытые поморские русские игры.
  • Жизнь королевы Екатерины II.
  • Как появился Московский край и Москва.
  • Завоевание Сибири.
  • Иван IV Грозный — первый царь Руси.
  • Иван Грозный: портрет личности на основе эпохи.
  • Иван Сусанин — настоящий патриот русской земли.
  • Важность принятия на Руси христианства.
  • Иконопись на Руси.
  • История создания Московского кремля.
  • Как появились на Руси монеты.
  • Русские блины – интересные факты.
  • История русских блинов.
  • Парусный флот на Руси.

В заключение

Современные реалии требуют от молодежи логического мышления, навыков работы в команде, планирования самостоятельной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность в полной мере способствует формированию гармонически развитой личности, которая готова отвечать за свои действия, не будет испытывать затруднений при поиске и обработке потока информации.

Сегодня происходит постоянное увеличение информационного потока в разных сферах знаний. Важно получить навыки быстрого реагирования на все изменения, включая политическую и историческую области. Подобные навыки формируются в подрастающем поколении именно в ходе проектной и исследовательской деятельности. Именно поэтому после введения в российское начальное и среднее образование новых образовательных стандартов обязательным этапом стало проведение школьниками самостоятельных исследований или совместных, коллективных творческих проектов.

Такая деятельность позволяет педагогам решать определенные воспитательные и учебные задачи:

  • развитие критического и аналитического мышления школьников в ходе творческой деятельности и осуществления учебных проектов;
  • поиск талантливых и одаренных школьников и создание оптимальных условий для их полноценного развития;
  • воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении российских граждан.

Проектная деятельность помогает детям выбрать свою будущую профессиональную деятельность, избежать проблем в социальной адаптации, достигнуть успехов в учебной и различной внеурочной деятельности.

Примерные названия тем, по которым работы могут быть выполнены учениками обычных общеобразовательных школ, приведены выше. Их, по усмотрению юных исследователей и их научных руководителей, можно изменить либо дополнить.

Любые проекты, связанные с поиском исторической информации о городе, стране, эпохе, выдающейся личности, позволяют педагогам в полной мере выполнять государственный заказ.

Новые реалии предъявляют особые требования к содержанию, формам отечественного образования, включая и изучение основ истории. Проекты, выполняемые в рамках отдельных тем, станут отличным способом самосовершенствования и саморазвития подрастающего поколения.

Источник: http://fb.ru/article/355539/temyi-proektov-po-istorii-issledovatelskie-rabotyi-po-istorii

В этом разделе представлены интересные темы проектов по истории для 5 класса, которые расcчитаны на закрепление обучающимися уже полученных знаний по истории и применение их в самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.

Представленные темы исследовательских работ по истории для 5 класса по фгос заинтересовывают учащихся в дополнительном самостоятельном изучении предмета, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы.

Приведенные ниже темы исследовательских проектных работ по истории в 5 классе школы дают возможность подобрать для изучения тему о древних цивилизациях, великих войнах, административное и политическое устройство Древней Греции, Ассирии, Египта, Китая, проанализировать жизненный путь и деятельность великих полководцев, правителей и других важных исторических личностей.

Темы проектов по истории 5 класс

Темы исследовательских работ по истории в 5 классе (продолжение)

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу , установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:

Код ссылки на страницу «Темы проектов по Истории»:
Темы проектов по Истории для 5 класса

Источник: http://obuchonok.ru/node/2204

Основополагающий вопрос: «Какие изобретения жителей Древнего Востока нам известны?»

Вопрос учебной темы: «Повторительно-обобщающий урок «Древний Восток»

Время реализации проекта: 2 учебных часа

Дидактические цели проекта:

1. Образовательная: расширение и углубление знаний в области социальной и культурной истории, их актуализация и систематизация.

2. Воспитательная: воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию.

3. Развивающая: развитие интереса к истории, как к науке; навыков анализа литературы, Интернет-источников

Методические задачи:

1. Познавательные: активизировать познавательную деятельность учащихся; научить анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; познакомить учащихся с историей жизни первобытных людей.

2. Общеучебные: отбор и систематизация материала, его реферирование; использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования

Этапы работы над проектом

1 этап. Мотивация учащихся.

Представление презентации «Изобретения, прошедшие сквозь века» (Приложение 1)

В результате учащиеся знакомятся с изобретениями жителей Древнего Востока, которые используют современные люди, а также определяют цель работы над проектом: узнать об истории изобретений, сделанных жителями Египта, Китая и Индии.

2 этап. Работа в группах

Класс делится на 3 группы (египтологи, китаеведы, индусы), каждая из которых получает задание в виде маршрутных листов. (Приложение 2). Пятиклассники распределяют обязанности и знакомятся с материалом по данной теме, использую доступные источники на уроке: Интернет, энциклопедии, учебную литературу.

Домашнее задание: используя различные источники, подготовить отчет в виде презентации, стенгазеты или сценки. Предлагается схема «Как составить презентацию» (Приложение 3).

3 этап. Представление результатов проекта.

На 2-м уроке ребята представляют свои отчеты.

4 этап. Подведение итогов.

Учащимся предлагается заполнить листы самооценки своей работы над проектом (Приложение 4). На основании своей самооценки и оценки учителя выставляют итоговые оценки.

Для закрепления материала предлагается вопрос-рефлексия: «Что нового Вы узнали в ходе работы над проектом? Чему научились?».

Результаты проекта:

Презентации, стенгазета, творческие отчёты.

В поддержку проекта:

1. Вводная презентация-викторина учителя

2. Маршрутные листы

3. Листы самооценки

4. Материал учебника, справочная литература, энциклопедии

Возможности развития проекта:

Особенностью проекта может стать его масштабируемость, дополняемость в зависимости от подключения новых проектных групп, последовательное (возможно, в течение нескольких лет) накопление результатов и, соответственно, создание своеобразной Энциклопедии проекта. Можно использовать данный метод в дальнейшем изучении истории человечества.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как сделать дерево из гофрированной бумаги

Источники:

2. Энциклопедии для школьников, словари

Приложение 2.

Маршрутный лист группы «Египтологи»

1) Поставьте цель работы.

2) Распределите обязанности.

3) Ответьте на вопросы:

а) Откуда мы узнаем о жизни древних египтян?

б) Какие четыре великих изобретения древних египтян нам известны?

в) Расскажите об истории изобретений водяных часов, губной помады, мяча, мыла.

г) Как используют эти изобретения современные люди?

4) Используя дополнительные источники, подготовьте отчет-презентацию.

Маршрутный лист группы «Китаеведы»

1) Поставьте цель работы.

2) Распределите обязанности.

3) Ответьте на вопросы:

а) Откуда мы узнаем о жизни древних китайцев?

б) Какие четыре великих изобретения древних китайцев нам известны.

в) Расскажите об истории изобретений пороха, бумаги, компаса, воздушный змей.

г) Как используют эти изобретения современные люди?

4) Используя дополнительные источники, подготовьте отчет-презентацию.

Маршрутный лист группы «Индусы»

1) Поставьте цель работы.

2) Распределите обязанности.

3) Ответьте на вопросы:

а) Откуда мы узнаем о жизни жителях Древней Индии?

б) Какие четыре великих изобретения жителей Древней Индии нам известны.

в) Расскажите об истории изобретений шахмат, цифр, ловушки снов, медицинских достижениях.

г) Как используют эти изобретения современные люди?

4) Используя дополнительные источники, подготовьте отчет-презентацию.

Приложение 3.

Как составить презентацию?

1. Начните презентацию с названия группы.

2. Обязательно укажите цель работы группы.

3. Разместите на слайды полученную вами информацию.

4. Не перегружайте слайды текстом (2-3 предложения).

5. На каждый предмет использовать 3-4 слайда.

6. Постарайтесь ответить на все вопросы, заданные в маршрутном листе.

7. Используйте хорошие фотографии и рисунки.

Источник: http://koncpekt.ru/srednie-klassy/konspekt-uroka/istoriya-5klass/2224-uchebnyy-proekt-po-istorii-drevnego-mira-5-klass-velikie-izobreteniya-drevnego-vostoka.html

«Военные Походы, проект, семинар, 5 класс. Учащиеся собрали материал дополнительный материал к уроку, в котором подробно изложен материал о вооружении египетского войска, о Тутмосе 3.

Просмотр содержимого документа
«Проект учащихся 5 класса по всеобщей истории по теме «Военные походы фараонов»»

«Военные походы фараонов».

Подготовить объяснение нового материала.

-Познакомится с составом войска и его оружием.

-Найти иллюстрации египетского войска (интернет-ресурсы).

-Изучить маршруты военных походов.

-Ознакомиться с результатом военных походов.

-Изучить более подробно жизнь фараона Тутмоса 3.

-Сделать выводы о пользе военных походов для разных групп населения (фараон, вельможи, воины).

1.Расширим кругозор и знания о древнем Египте.

2.Разовьём свои умения по работе с Интернетом и дополнительной литературой.

3.Научимся совместной работе в паре, в группе.

Работа над проектом.

Войско было большое и хорошо обученное. Оно состояло из отрядов воинов, искусно владевших тем или иным видом оружия.

Набор войска в армию:

писцы вели строгий учёт населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.

Войско было вооружено луками, копьями, боевыми топориками или кинжалами.

Они защищались легкими щитами.

Сохранились некоторые предметы роскошного царского вооружения:

1.Легкая и быстроходная колесница Тутанхамона.

2.Его кинжал с железным лезвием, вместо, более распространённого бронзового.

3.Топор и кинжал Яхмоса 1, освободителя Египта.

4.Маршрут военных походов.

5.Результаты военных походов.

Фараоны посылали свои войска на юг, на запад,

на северо-восток. Южнее Египта находилась

страна Нубия. Она славилась золотыми

рудниками. К западу от Египта племена Ливийцев, обладавших большими стадами коров, коз, овец. На северо-востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров.

. Если же он пощадил его, то становился господином его жизни и смерти. Вероятно, поэтому египтяне называли пленников «живой убитый». Их могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

На торжествах в честь победы народ ликовал. Видя несокрушимую мощь своего владыки. Фараон делил добычу и дарил пленников командирам и колесничим, отличившимся в битве.

Он был богат залежами , медные руды. Далее на север располагались страны – Палестина, Сирия, Финикия.

Войска возвращались с добычей в столицу Египта, которой был тогда город Фивы. Гнали скот, везли ценную древесину, золото, серебро, шерстяные ткани, сосуды, украшения.

Не только скот и драгоценности забирали египетские воины: из завоёванных стран они гнали толпы людей. Победитель имел право убить прежнего.

. Если же он пощадил его, то становился господином его жизни и смерти. Вероятно, поэтому египтяне называли пленников «живой убитый». Их могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

На торжествах в честь победы народ ликовал. Видя несокрушимую мощь своего владыки. Фараон делил добычу и дарил пленников командирам и колесничим, отличившимся в битве.

6. Первый поход Тутмоса.

В конце 22-го года правления Тутмоса 19 апреля египетское войско, возглавляемое фараоном, из пограничной крепости Чару (греч. Силэ) выступило в свой первый за долгое время поход. Через 9 дней (28 апреля) Тутмос в Газе (Аззату) отметил свою 23-летнюю годовщину вступления на престол[1]. На 24-й день похода (14 мая) египетское войско достигло подножия хребта Кармель. По египетским сведениям, вся страна до крайнего севера была охвачена «восстанием на (то есть против) его величество». По ту сторону гор, в Ездраелонской долине, у города Мегиддо, египтян поджидало союзное войско сирийцев. «Триста тридцать» сиро-палестинских властителей, каждый со своим воинством решились совместно преградить здесь дорогу египетскому царю. Главой союза был властитель Кадеша на Оронте, сумевший поднять на борьбу с Египтом едва ли не всю Сирию-Палестину.

Значение походов Тутмоса

В ходе военных походов Тутмоса Египет превратился в могущественную мировую державу, вместе с подчинёнными территориями протянувшуюся с севера на юг на 3500 км. За достигнутые при нём рубежи, как на севере, так и на юге, не вышел ни один из его преемников. Степень зависимости от Египта покоренных стран и городов была различной. Наиболее прочно с Египтом была связана Нубия, непосредственно управлявшаяся египетской администрацией во главе с наместником. Создать себе столь же сильные позиции в Передней Азии, Тутмос не

смог из-за трудности перехода через пустыню и постоянного противодействия соседних держав. В Палестине, Сирии и Финикии остались десятки местных царьков. Однако в ближайших переднеазиатских городах стояли египетские гарнизоны, а наследники их правителей воспитывались, как заложники, при египетском дворе, в угодном фараону духе. Что касается царей более обширных государств, таких как Митанни, Вавилония и Хеттское царство, то они сохранили независимость и называли себя «братьями» египетского царя. Это, однако, не мешало фараону рассматривать присланные ими дары как дань, хотя о реальном подчинении не могло быть и речи.

Огромные богатства, поступающие в Египет из покоренных стран, позволили Тутмосу развернуть широкое строительство. Его следы заметны не только по всему Египту, но и за его пределами, даже в Сирии-Палестине и Нубии. Сооружение храмов, в первую очередь с прославлением самого фараона, служило славе и величию бога Амона. Друг за другом в главном храме Амона поднимались пилоны, обелиски, величественные изваяния, возводились жилые покои и переходы.

Общегосударственный храм в Карнаке превратился в памятник в честь побед Амона и «сына» его Тутмоса III. На стенах и башнях мастерами фараона изображены сокровища, подаренные им Амону.

Владения Тутмоса III простирались от Кипра на севере и Евфрата на северо-востоке до V порога Нила на юге и оазисов в Ливийской пустыне на западе. Мировая держава Тутмоса превысила по размерам все существовавшие ранее

государства, в том числе Саргона Аккадского и Хаммурапи. За достигнутые при нём рубежи, как на севере, так и на юге, не вышел ни один из его преемников, за исключением, возможно, Аменхотепа II, возглавлявшего завоевательный поход на юг Нубии, географические рамки которого не ясны. Египет превратился в могущественную мировую державу, протянувшуюся вместе с подчиненными территориями с севера на юг на 3500 км. Степень зависимости островов от Египта окончательно не определена, однако известно, что при Тутмосе III сфера юрисдикции военачальника Тути, назначенного губернатором «северных стран», включала, помимо Сирии-Палестины, также «острова среди моря» — Кипр и расположенные в бассейне Эгейского моря очаги кр

ито-микенской цивилизации (Кефтиу).

Смерть и гробница Тутмоса III

Тутмос III умер 11 марта 1425 до н. э. (на 30 день месяца перет 54-го года своего правления), оставляя своему сыну Аменхотепу II огромное государство, являвшееся гегемоном на всём Ближнем Востоке. Надпись в гробнице ближайшего царского сподвижника Аменемхеба подтверждает, что Тутмос III правил 53 года, 10 месяцев и 26 дней — это третий по продолжительности срок правления египетского фараона (дольше правили только Пепи II и Рамсес II — соответственно 94 и 67 лет). Аменхотеп II (1436—1412 до н. э.), бывший соправителем отца в последние два года его правления, проведёт ещё один карательный поход в Азию, сопровождающийся жестокостями против местного населения, резко контрастирующими с гуманным отношением его отца к военнопленным, после чего египетское владычество в Сирии и Палестине будет оставаться нерушимым вплоть до правления Эхнатона.

«Наполеон Древнего мира» был похоронен в Долине царей в гробнице KV34. Гробница Тутмоса III была открыта в 1898 экспедицией, возглавляемой французским египтологом Виктором Лоре. В гробнице Тутмоса III египтологами был впервые обнаружен полный текст Амдуат — «Книги о том, что в загробном мире», которую Джеймс Генри Брэстед называл «чудовищным творчеством извращённой жреческой фантазии». Амдуат в своеобразной фантастической манере повествует о двенадцати пещерах загробного мира, проходимых Солнцем-Ра на протяжении двенадцати часов ночи.

Мумия Тутмоса III была обнаружена ещё в 1881 в тайнике в Дер-эль-Бахри близ погребального храма ХатшепсутДжесерДжесеру. Мумии помещались в подобные тайники начиная с конца XX династии, когда по приказанию Верховного жреца Амона Херихора было перенесено большинство мумий правителей Нового царства, сохранность которых находилась в опасности из-за участившихся грабежей гробниц. Рядом с мумией Тутмоса III были обнаружены также тела Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Рамсеса I, Сети I, Рамсеса II и Рамсеса IX, а также ряда правителей XXI династии — Сиамона, Пинеджема I и Пинеджема II.

7.Выводы о пользе военных походов.

1. Награда от фараона.

2. Пополнение богатства.

3. Рабы – бесплатная рабочая сила.

Источник: http://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/proiekt_uchashchikhsia_5_klassa_po_vsieobshchiei_istorii_po_tiemie_voiennyie_pok

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по истории
  • Творческий проект по истории 5 класс

Творческий проект по истории 5 класс

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципального района РТ.
Учитель истории и обществознания Белякова Лариса Николаевна.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Название проекта:«Театр Древней Греции».
  2. Руководитель:.учитель истории
  3. Состав проектной группы:уч-ся 5 кл
  4. Тип проекта: творческий, комплексный, долгосрочный.
  5. Цель проекта:изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции.
  6. Задачи проекта:
    • Формирование у обучающихся представления о театре Древней Греции;
    • Установление взаимосвязи между общественной жизнью Древней Греции, ее культурой;
    • Развитие мышления детей путем сравнения, обобщения, наблюдения;
    • Развитие творческого воображения, актерских способностей, навыков импровизации;
    • Стимулирование творческой активности.
  7. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
    • Какова история возникновения театра в Древней Греции?
    • Из каких частей состоял театр?
    • Кто играл в древнегреческом театре?
    • Какие пьесы исполнялись?
  8. В результате проекта учащиеся смогут:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  на чем лучше сделать интернет магазин

Рассказать о появлении театра; назвать некоторые особенности театра Древней Греции; находить общее и различное в современном и древнегреческом театрах; различать жанры пьес; проявить свое актерское мастерство.

  1. Отчет о проекте: открытое занятие, оформление проектной папки, создание компьютерной презентации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  • этап. Постановка проблемы, определение цели и задач.

Изучая тему «Античный театр» один из учащихся рассказал о том, что с родителями был в туристической поездке в Греции и видел театр в Афинах и Эпидавре. Рассказал о ярких впечатлениях и эмоциях. Детей заинтересовали подробности строения здания древнегреческого театра; как актеры играли, во что были одеты; драматургия того времени. И в чем отличие театра Древней Греции от театра наших дней. В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: «Как возник театр в Древней Греции? Его влияние на современный театр?»
В соответствии с проблемой, учащиеся вместе с преподавателем поставили задачи для дельнейшего решения проблемы:

  1. узнать про театр Древней Греции как можно больше.
  2. по возможности полученные знания применить на практике (изготовление масок, постановка, состязание и т.п.).
  • этап. Организация работы в рамках проекта.
  • Сбор, анализ и систематизация информации об истории, его драматургии, архитектуры и устройства театра Древней Греции.
  • Беседы и презентации об истории театра.
  • Театрализованное чтение отрывков из древнегреческих произведений.
  • Практически применить знания:
    • Постановка отрывков из произведений древнегреческих авторов.
    • Создание театральной маски.
    • Участие в состязании.
  • Выставка масок изготовленных обучающимися.
  • этап. Презентация результатов творческой работы.
  • Открытый урок – состязание.
  • Оформление проектной папки и компьютерной презентации.

Цикл уроков по теме «Театр Древней Греции» состоит из 4 занятий, которые знакомят учащихся с возникновением и развитием древнегреческого театра; с творчеством выдающихся драматургов того времени, театральными жанрами и сюжетами пьес; особенностями архитектуры театров и ролью театральной маски в актерской игре. Развивают у учащихся умение инсценировать драматические произведения, культуру речи; умение анализировать и высказывать свое мнение. Воспитывают интерес и уважительное отношение к истории древнейшей цивилизации и театральному искусству в целом.

«Театр Древней Греции»

ПО ОКОНЧАНИИ ПРОЕКТА УЧАЩИМСЯ ЗАДАВАЛИСЬ ВОПРОСЫ:

  • Понравилось ли вам работать над проектом «Театр Древней Греции»?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Изменилось ли отношение к истории Древней Греции?
  • Что нового для себя вы узнали о культуре древнегреческого народа?
  • Понятна ли вам разница между современным театром и древнегреческим?
  • Можете назвать драматургов Древней Греции?
  • Хотите ли вы еще участвовать в подобных проектах?

В ходе этого опроса выяснилось, что кому-то больше понравилась прикладная работа – изготовление маски; кому-то работа с текстами – эпизодами пьес; кто-то наибольшее удовольствие получил от выступления на сцене. Это говорит о том, что проект – это та форма работы с детьми, которая позволяет найти индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Всем понравилось обилие наглядного материала, работа с макетом. Даже домашнее задание – подготовить маленькие сообщения о театре Древней Греции не вызвали возмущения и недовольства. Благодаря тому, что дети сами подсказали тему проекта они и работали над ней с энтузиазмом.

  • Урок«Возникновение театра в Древней Греции, его структура»

Цели:
Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.
Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения, навыков самоанализа и самоконтроля.
Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.
Оборудование:компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, текст для чтеца.

Преп.: Рада приветствовать всех интересующихся историей театра. Тема урока не совсем обычная, она раскрывает возникновение не только театра Древней Греции, но и истоки современного театра. Но обо всем по порядку.

  1. Изучение нового материала.

Преп.: Во время наших встреч вы узнаете много новых и уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить и уместно употреблять у каждого из вас будет заведен словарик.
Запишите первое слово в ваши словарики:
ТЕАТР – место для зрелищ.
Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия  сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса – бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник.
Один из учащихся зачитывает текст. В это время преподаватель показывает слайды и иллюстрации:Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров – это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы – хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.
Преп.: давайте запишем значения новых слов в словарик.
ДИОНИС – бог виноделия.
ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни.
КОРИФЕЙ – предводитель сатиров, (позже главный в хоре).
САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

Преп.: Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеем сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.

Преп.: Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до Н.Э. Эта дата сегодня нам известна как «День театра».

Преп.: Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.
Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.
Театр был без крыши и состоялиз трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей — театрона(от глагола «смотрю») и скены (от греч. «палатка»).

(Демонстрируется схема театра и учащиеся работают с макетом).
Древнейшей из этих частей является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене – ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.
Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства. В V веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.
Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» — условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.
Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.
Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.
В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства – колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.
Известно существование театров, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.
Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями Афинского общества. Однако замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии. Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.
Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «Зрелищных денег» — теорикон.

Преп.: Продолжаем заполнять наш словарик.
ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.
ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).
СКЕНА – пристройка около сцены (от греч. «палатка»).
ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги».
Преп.: Вам эти слова кажутся знакомыми?
На какие слова они похожи?

  1. Закрепление нового материала.

Презентация «ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ»

Вопросы к учащимся:
— Какова история возникновения театра в Древней Греции?
— Из каких частей он состоял?
— Что нового вы сегодня узнали?
— Что особенно понравилось на уроке?
2 Урок. «Актерское искусство и маски древнегреческого театра»
Цели:
Обучающие: изучение нового материала, связанного со структурой древнегреческого театра, актерским искусством, знакомство с новыми понятиями.
Развивающие:развитие творческих навыков работы при создании театральной маски.
Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.
Оборудование:компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии масок и актеров, термины в печатном виде, бумага формата А-3 белая, бумага гофрированная, цветная, ножницы, клей, карандаши, шаблоны для лица.
Содержание урока:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как сделать монтаж видео на компьютере

Преп.: мы продолжаем знакомство с театром Древней Греции. Сегодня мы поговорим об особенностях актерской игры, еще у нас будет творческая работа, о которой вы узнаете позже.

  1. Изучение нового материала.

Преп.: Первоначально главным действующим лицом был хориз 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора раскрывался смысл спектакля. Первоначально актерами были авторы-драматурги, о них мы поговорим на отдельном уроке, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом.
Преп.: Начналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалойво главе. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.
Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним в последствии прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. Общей чертой костюмов была яркость и пестрота. В основе трагического костюма лежало одеяние дионисовых жрецов – пышное, яркое, многоцветное. Под верхнюю сценическую одежду (хитон) актеры надевали «толщинки», на хитон набрасывали плащ (хламида).
Преп.: Давайте запишем новые слова в словарики.
ХИТОН – верхняя одежда греков.
ХЛАМИДА – плащ.
КОТУРНЫ – сапоги с высокими подставками под подошвами.
ПРОТАГОНИСТ – актер на первые роли.
Преп.: Трагический актер, лишенный мимики, в утяжеляющих одеждах, на высоких подставках был малоподвижен. Он должен был виртуозно владеть движениями и жестом. Комический же актер, напротив, двигаться должен был как можно больше. Он использовал цирковые приемы, кувырки, жонглирование, пел, плясал и т.п. И те, и другие должны были очень четко и красиво говорить. Дикции, голосу придавалось большое значение.
Исполнители в трагедии и комедии были совершенно различными. Это обусловлено различным происхождением обоих жанров. Прототипом трагических актеров были жрецы и другие исполнители культа, а комические актеры вышли из мимов – подражателей, скоморохов, – болтунов, шутников. У трагиков требовался пафос, а у комедиантов – шутовство.
На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

  1. Закрепление пройденного материала.

Презентация «МАСКИ»

Преп.: Так что же такое маска? Давайте запишем в словарики:
МАСКА — специальная накладка на лицо с вырезами для глаз и рта, изображавшая человеческое лицо, звериную морду, бога или духа и т. п.
Преп.: Маски были комические и трагические. Давайте проведем маленький опыт: я вам раздам шаблоны лица, а вы с помощью картонных заготовок изобразите какие-то эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье, коварство…
Преп.: А теперь обещанное творческое задание. Давайте попробуем сделать маски для древнегреческого театра.
Перед началом изготовления дети знакомятся с этапами создания маски, выбирают комическую или трагическую маску для изготовления, украшают маску с помощью цветной и гофрированной бумаги.
Преп.: Теперь мы можем оформить выставку «Масок Древней Греции».

Вопросы к учащимся:
— Что нового узнали на уроке?
— Какие маски бывают?
— Кто играл в древнегреческом театре?

3 Урок «Жанры древнегреческого театра»
Цели:
Обучающие: знакомство с жанрами древнегреческой драматургии, изучение эпизодов из пьес Софокла и Еврипида.
Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение, понимать особый вид драматургии.
Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.
Оборудование:школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, тексты для актеров.
Содержание урока:

Преп.: Сегодня мы с вами попадем в театр Древней Греции на Великие Дионисии. Сегодня в театре будут показаны пьесы: комедия и трагедия. Давайте с вами разберемся что это за пьесы такие и откуда они берут свое начало, кто их придумал.

  1. Изучение нового материала.

В Афинах Великие Дионисииначинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия, от фаллических песен – комедия. На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.
Трагедия по-гречески  песнь козлов (трагос и оде). Аналогичнокомедия производится откосмос и оде песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты из жизни города; героем трагедии был человек борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Хор сатиров заменил хор людей  появилась сатировская драма, новый жанр. Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии  тетралогии.
Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод(проход), дальнейшие диалоги – эписодии(привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.
Преп.: Давайте запишем новые слова.
КОМЕДИЯ – (от греч. Komos – веселая толпа и oide – песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.
ТРАГЕДИЯ – (от греч. tragos – козел и – oide песнь – буквально «песнь козлов») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.
ДРАМА – это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое.
Преп.: Все театральные постановки проводились в виде состязаний – агона. Зрители аплодисментами, свистом и криками выбирали победителя, венчала его венком из плюща. Если пьеса не нравилась, то зрители могли освистать автора, и закидать актеров оливками или камнями. Эсхил – отец древнегреческой трагедии в театральных состязаниях не избежал поражений и вынужден был переселиться из Афин в Сицилию. Меньше всего побеждал Еврипид. Софокл считался баловнем судьбы, одержал 24 полные победы.
(показываются фотографии , иллюстрации).

  1. Закрепление пройденного материала.

Преп.: Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов своей жизнью. Сейчас мы с вам туда и отправимся, чтобы все понимать, нам нужно повторить словарные слова.
(Работа со словариками).
Преп.: А теперь возьмите ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги» и скорее в театр.

  1. Постановки учащимися трагедии и комедии.

(просмотр эпизодов из трагедии Еврипида «Елена» и комедии Аристофана «Лягушки»)

Вопросы учащимся:
— что нового вы узнали на уроке?
— какой отрывок вам больше понравился?
— есть ли общее у древнегреческого театра с современным?

4 Урок «Театр Древней Греции»
Цели:
Обучающие: закрепление полученных знаний о древнегреческом театре.
Развивающие: обобщить и систематизировать у учащихся представления о театре Древней Греции.
Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности, стимулирование творческой активности.
Оборудование:компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, кроссворды, выставка масок.
Содержание урока:

Преп.: Из предыдущих занятий вам известно, что театральные представления в Древней Греции проходили как соревнования авторов пьес и актеров. Поэтому наше итоговое открытое занятие имеет форму агона – состязания команд, состоящего из трех туров – по количеству дней Великих Дионисий. Судить состязание будут зрители своими аплодисментами, свистом и криками как в настоящем древнегреческом театре.

1 тур. Решение кроссворда для закрепления изученных терминов.
2 тур. Показ любого мифа о подвигах Геракла (домашнее задание).
3 тур. Составление таблицы: «Общее и различное в театре Древней Греции и современном».
Преп.: Я вам буду зачитывать особенности театра, а вы их заносить в нужную графу.

  • Играют комедии и трагедии;
  • Играют только в масках;
  • Есть билеты;
  • Представления 3 раза в год;
  • Играют только мужчины;
  • Играют женщины и мужчины;
  • Представления только днем;
  • Представления длятся 3 дня;
  • Много разных жанров;
  • Играют без масок;
  • Представление в любое время года;
  • Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;
  • Места для зрителей;
  • Отдельное здание;
  • Представление в любое время суток.

Учащимися составляется схема, в которую заносятся отличия на их взгляд и общее между современным театральным искусством и древнегреческим, потом вместе проверяется и обсуждается.
Общее:

  • Отдельное здание;
  • Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;
  • Есть билеты;
  • Места для зрителей;
  • Играют комедии и трагедии;

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/111-history/1166—5-

Ссылка на основную публикацию