как сделать тест в delphi 7

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

С одной стороны радует, что хоть кто-то хочет сделать сам. С другой — даже не понятно, чем тут можно помочь, кроме как написать за тебя.

Ладно, подскажу направление.
1) Создаешь в дэлфи VCL form application.
2) На форму кидаешь StaticText (вопрос) и radiogroup(варианты ответов)
3) У statictext редактируешь свойство Caption (пишешь вопрос), у radiogroup свойство items (в каждой строке пишешь ответы).
4) Повторяешь шаги 2) и 3) необходимое количество раз (в твоем случае 6 вопросов — 6 повторений).
5) Кидаешь на форму кнопку (TButton), меняшь свойство caption (то, что на кнопке будет написано)
6) Делаешь двойной щелчек по кнопке. Далее пишешь программу:

Источник: http://www.programmersforum.ru/showthread.php?t=196969

Внедрение электронно-вычислительных машин, современных средств переработки и передачи информации послужило началом нового процесса, называемым информатизацией общества. Широкое распространение получил научно-технический прогресс. В настоящее время одним из направлений научно-технического прогресса является компьютеризация практически всех сфер человеческой деятельности.

Сейчас компьютер является неотъемлемой частью работы людей. Компьютеры используются в школах и университетах. Они помогают систематизации полученные данных как в рабочих целях, так и в учебных.

Данном курсовом проекте рассмотрен программный продукт “Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла”. Он представляет собой опросник из 187 вопросов, определяющий шестнадцать факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционны­ми факторами, предложен Р. Кеттеллом.

1.1.Компоненты

Создавая данную программу я использовал различные компоненты, такие как button, combobox, edit, label, radiogroup, statictext, memo.

Простейшей и, пожалуй, наиболее часто используемой кнопкой является кнопка Button (см. на рис. 5.1 в верхнем левом углу формы), расположенная на странице библиотеки Standard.

Основное с точки зрения внешнего вида свойство кнопки — Caption (надпись). В надписях кнопок можно предусматривать использование клавиш ускоренного доступа, выделяя для этого один из символов надписи. Перед символом, который должен соответствовать клавише ускоренного доступа, ставится символ амперсанта «&». Этот символ не появляется в надписи, а следующий за ним символ оказывается подчеркнутым. Тогда пользователь может вместо щелчка на кнопке нажать в любой момент клавишу Alt совместно с клавишей выделенного символа.

Основное событие любой кнопки — OnClick, возникающее при щелчке на ней. Именно в обработчике этого события записываются операторы, которые должны выполняться при щелчке пользователя на кнопке. Помимо этого есть еще ряд событий, связанных с различными манипуляциями клавишами и кнопками мыши.

Свойство Cancel, если его установить в true, определяет, что нажатие пользователем клавиши Esc будет эквивалентно нажатию на данную кнопку. Это свойство целесообразно задавать равным true для кнопок «Отменить» в различных диалоговых окнах, чтобы можно было выйти из диалога, нажав на эту кнопку или нажав клавишу Esc. Свойство Default, если его установить в true, определяет, что нажатие пользователем клавиши ввода Enter будет эквивалентно нажатию на данную кнопку, даже если данная кнопка в этот момент не находится в фокусе. Правда, если в момент нажатия Enter в фокусе находится другая кнопка, то все-таки сработает именно кнопка в фокусе.

Из методов, присущих кнопкам, имеет смысл отметить один — Click. Выполнение этого метода эквивалентно щелчку на кнопке, т.е. вызывает событие кнопки OnClick. Этим можно воспользоваться, чтобы продублировать какими-то другими действиями пользователя щелчок на кнопке. Пусть, например, вы хотите, чтобы при нажатии пользователем клавиши с символом «С» или «с» в любой момент работы с приложением выполнялись операции, предусмотренные в обработчике события OnClick кнопки Button1. Поскольку неизвестно, какой компонент будет находиться в фокусе в момент этого события, надо перехватить его на уровне формы. Такой перехват осуществляется, если установить свойство формы KeyPreview в true. Тогда в обработчике события формы OnKeyPress можно написать оператор

if (key=’C’ or key=’c’) then Button1.Click;

Если пользователь ввел символ «С» или «с», то в результате будет выполнен обработчик щелчка кнопки Button1.

1.1.2. ComboBox

Стиль изображения этого компонента определяется свойством Style, которое может принимать следующие основные значения:

csDropDown — Выпадающий список со строками одинаковой высоты и с окном редактирования, позволяющим пользователю вводить или редактировать текст;

csSimple — Развернутый список со строками одинаковой высоты и с окном редактирования, позволяющим пользователю вводить или редактировать текст;

csDropDownList — Выпадающий список со строками одинаковой высоты, не содержащий окна редактирования.

Выбор пользователя или введенный им текст можно определить по значению свойства Text. Если же надо определить индекс выбранного пользователем элемента списка, то можно воспользоваться свойством ItemIndex. Если начальное значение не задано, то в момент запуска приложения пользователь не увидит в окне компонента одно из возможных значений списка и, вероятнее всего, не очень поймет, что с этим окном надо делать.

Если в окне проводилось редактирование данных, то ItemIndex = -1. По этому признаку можно определить, что редактирование проводилось.

Свойство MaxLength определяет максимальное число символов, которые пользователь может ввести в окно редактирования.

Если MaxLength = 0, то число вводимых символов не ограничено.

В компоненте Edit вводимый и выводимый текст содержится в свойстве Text. Это свойство можно устанавливать в процессе проектирования или задавать программно. Выравнивание текста, как это имело место в метках и панелях, невозможно. Перенос строк тоже невозможен. Текст, не помещающийся по длине в окно, просто сдвигается и пользователь может перемещаться по нему с помощью курсора. Свойство AutoSize в окнах редактирования имеет смысл, отличный от смысла аналогичного свойства меток: автоматически подстраивается под размер текста только высота, но не ширина окна.

Окна редактирования снабжены многими функциями, свойственными большинству редакторов. Например, в них предусмотрены типичные комбинации «горячих» клавиш: Ctrl-C — копирование выделенного текста в буфер обмена Clipboard (команда Copy), Ctrl-X — вырезание выделенного текста в буфер Clipboard (команда Cut), Ctrl-V — вставка текста из буфера Clipboard в позицию курсора (команда Paste), Ctrl-Z — отмена последней команды редактирования.

Edit можно использовать и просто как компоненты отображения текста. Для этого надо установить в true его свойство ReadOnly и целесообразно установить AutoSelect в false. В этом случае пользователь не сможет изменять отображаемый текст и окно редактирования становится подобным меткам. При использовании окон редактирования для вывода, ввода и редактирования чисел необходимо использовать функции взаимного преобразования строк и чисел. Для вывода это описанные при рассмотрении меток функции FloatToStr и IntToStr. При вводе это функции StrToFloat — преобразование строки в значение с плавающей запятой, и StrToInt — преобразование строки в целое значение. Если вводимый текст не соответствует числу (например, содержит недопустимые символы), то функции преобразования генерируют исключение EConvertError. Поэтому в программе необходимо предусмотреть обработку этого исключения. Например:

excepton EConvertError do

ShowMessage(‘Вы ввели ошибочное число;

Этот код обеспечивает сообщение пользователю об ошибке ввода и предотвращает ошибочные вычисления. Впрочем, это не лучший вариант предотвратить ошибочный ввод, поскольку пользователь узнает о своей ошибке только после того, как программа пытается использовать введенные данные. Лучше, если пользователь просто не сможет ввести неправильные символы. Например, если вы хотите, чтобы пользователь мог вводить в окно редактирования Edit только цифры и символ точки, вы можете в обработчик события OnKeyPress этого компонента вставить оператор:

Этот оператор подменит все символы, кроме цифр и запятой, нулевым символом, который не занесется в текст окна Edit.

Свойство MaxLength определяет максимальную длину вводимого текста. Если MaxLength = 0, то длина текста не ограничена. В противном случае значение MaxLength указывает максимальное число символов, которое может ввести пользователь.

Свойство PasswordChar позволяет превращать окно редактирования в окно ввода пароля. По умолчанию значение PasswordChar равно #0 — нулевому символу. В этом случае это обычное окно редактирования. Но если в свойстве указать иной символ (например, символ звездочки «*»), то при вводе пользователем текста в окне будут появляться именно эти символы, а не те, которые вводит пользователь (см. рис. 3.5). Тем самым обеспечивается секретность ввода пароля.

1.1.4.Label, StaticText

Для отображения различных надписей на форме используются в основном компоненты Label, StaticText (появившийся только в Delphi 3) и Panel. Первые два из этих компонентов — метки, специально предназначенные для отображения текстов.

Тексты, отображаемые в перечисленных компонентах, определяются значением их свойства Caption. Его можно устанавливать в процессе проектирования или задавать и изменять программно во время выполнения приложения. Например:

Label1.Caption := ‘Новый текст’;

Если требуется отобразить числовую информацию, можно воспользоваться функциями FloatToStr и IntToStr, переводящими соответственно числа с плавающей запятой и целые в строку. Для формирования текста, состоящего из нескольких фрагментов, можно использовать операцию «+», которая для строк означает их склеивание (конкатенацию). Например, если в программе имеется целая переменная I, отображающая число сотрудников некоторой организации, то вывести в метку Label1 информацию об этом можно оператором:

Label1.Caption := ‘Число сотрудников: ‘+IntToStr(I);

Во всех компонентах цвет фона определяется свойством Color, а цвет надписи — подсвойством Color свойства Font.

Для метки Label цвет и шрифт — единственно доступные элементы оформления надписи. Компонент StaticText имеет кроме того свойство BorderStyle, определяющее рамку текста — бордюр.

Размер меток Label и StaticText определяется также свойством AutoSize. Если это свойство установлено в true, то вертикальный и горизонтальный размеры компонента определяются размером надписи. Если же AutoSize равно false, то выравнивание текста внутри компонента определяется свойством Alignment, которое позволяет выравнивать текст по левому краю, правому краю или центру клиентской области метки.

В метке Label имеется свойство Wordwrap — допустимость переноса слов длинной надписи, превышающей длину компонента, на новую строчку. Чтобы такой перенос мог осуществляться, надо установить свойство WordWrap в true, свойство AutoSize в false (чтобы размер компонента не определялся размером надписи) и сделать высоту компонента такой, чтобы в нем могло поместиться несколько строк.

В метке StaticText перенос длинного текста осуществляется автоматически, если значение AutoSize установлено в false и размер компонента достаточен для размещения нескольких строк. Для того, чтобы в StaticText осуществлялся перенос при изменении пользователем размеров окна, надо осуществлять описанную выше перерисовку компонента методом Repaint в обработчике события формы OnResize.

1.1.5.RadioGroup

Радиокнопки образуют группы взаимосвязанных индикаторов, из которых может быть выбран только один. Они используются для выбора пользователем одной из нескольких взаимоисключающих альтернатив, например, отдела, в котором работает сотрудник, или пола сотрудника. Впрочем, радиокнопки могут использоваться и для отображения аналогичных данных. В этом случае управление кнопками осуществляется программно.

RadioGroup – это панель, которая может содержать регулярно расположенные столбцами и строками радиокнопки. Надпись в левом верхнем углу панели определяется свойством Caption. А надписи кнопок и их количество определяются свойством Items, имеющим тип TStrings. Щелкнув на кнопке с многоточием около этого свойства в окне Инспектора Объектов, вы попадете в редактор списков строк. В нем вы можете занести надписи, которые хотите видеть около кнопок, по одной в строке. Сколько строчек вы запишете — столько и будет кнопок.

Кнопки, появившиеся в панели после задания значений Items, можно разместить в несколько столбцов (не более 17), задав свойство Columns. По умолчанию Columns = 1, т.е. кнопки размещаются друг под другом.

Определить, какую из кнопок выбрал пользователь, можно по свойству ItemIndex, которое показывает индекс выбранной кнопки. Индексы, как всегда в Delphi, начинаются с 0. По умолчанию ItemIndex = -1, что означает отсутствие выбранной кнопки. Если вы хотите, чтобы в момент начала выполнения приложения какая-то из кнопок была выбрана (это практически всегда необходимо), то надо установить соответствующее значение ItemIndex во время проектирования. Если вы используете радиокнопки не для ввода, а для отображения данных, устанавливать значение ItemIndex можно программно во время выполнения приложения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как сделать загрузочную флешку windows xp

Компонент RadioGroup очень удобен, но не свободен от некоторых недостатков. Его хорошо использовать, если надписи кнопок имеют примерно одинаковую длину и если число кнопок в каждом столбце (при размещении их в нескольких столбцах) одинаково.

В компоненте Memo формат (шрифт, его атрибуты, выравнивание) одинаков для всего текста и определяется свойством Font. Если вы сохраните в файле текст, введенный или отредактированный пользователем, то будет создан текстовый файл, содержащий только символы и не содержащий элементов форматирования. При последующем чтении этого файла в Memo формат будет определяться текущим состоянием свойства Font компонента Memo, а не тем, в каком формате ранее вводился текст.

Свойства Alignment и WordWrap имеют тот же смысл, что, например, в метках, и определяют выравнивание текста и допустимость переноса длинных строк. Установка свойства ReadOnly в true задает текст только для чтения. Свойство MaxLength определяет максимальную длину вводимого текста. Если MaxLength = 0, то длина текста не ограничена. Свойства WantReturns и WantTab определяют допустимость ввода пользователем в текст символов перевода строки и табуляции.

Свойство ScrollBars определяет наличие полос прокрутка текста в окне. По умолчанию ScrollBars = ssNone, что означает их отсутствие. Пользователь может в этом случае перемещаться по тексту только с помощью курсора. Можно задать свойству ScrollBars значения ssHorizontal, ssVertical или ssBoth, что будет соответственно означать наличие горизонтальной, вертикальной или обеих полос прокрутки.

Свойства TabCount и Tab имеют смысл при вводе текста только при значении свойства компонента WantTabs = true. Это свойство разрешает пользователю вводить в текст символ табуляции. Если WantTabs = false, то нажатие пользователем клавиши табуляции просто переключит фокус на очередной компонент и символ табуляции в текст не введется.

Основное свойство окна memo – Lines, содержащее текст окна в виде списка строк и имеющее тип TStrings. Начальное значение текста можно установить в процессе проектирования, нажав кнопку с многоточием около свойства Lines в окне Инспектора Объектов. Перед вами откроется окно редактирования списков строк. Вы можете редактировать или вводить текст непосредственно в этом окне, или нажать кнопку CodeEditor и работать в обычном окне Редактора Кода. В этом случае, завершив работу с текстом, выберите из контекстного меню, всплывающего при щелчке правой кнопкой мыши, команду Close Page и ответьте утвердительно на вопрос, хотите ли вы сохранить текст в соответствующем свойстве окна редактирования.

Во время выполнения приложения вы можете заносить текст в окно редактирования с помощью методов свойства Lines типа TStrings. Этот тип широко используется в свойствах многих компонентов и его описание вы можете найти в во встроенной справке Delphi. Здесь коротко укажем только на его основные свойства и методы, используемые в свойстве Lines.

Весь текст, представленный одной строкой типа String, внутри которой используются разделители типа символов возврата каретки и перевода строки, содержится в свойстве Text.

Доступ к отдельной строке текста вы можете получить с помощью свойства Strings[Index: Integer]. Индексы, как и везде в Delphi, начинаются с . Так что Memo1.Lines.Strings[0] — это текст первой строки. Учтите, что если окно редактирования изменяется в размерах при работе с приложением и свойство WordWrap = true, то индексы строк будут изменяться при переносах строк, так что в этих случаях индекс мало о чем говорит.

Свойство только для чтения Count указывает число строк в тексте.

Для очистки текста в окне надо выполнить процедуру Clear. Этот метод относится к самому окну, а не к его свойству Lines.

Для занесения новой строки в конец текста окна редактирования можно воспользоваться методами Add или Append свойства Lines. Для загрузки текста из файла применяется метод LoadFromFile. Сохранение текста в фале осуществляется методом SaveToFile.

Пусть, например, в вашем приложении имеется окно редактирования Edit1, в котором пользователь вводит имя сотрудника, и есть кнопка, при щелчке на которой в окно Memo1 должна занестись шапка характеристики этого сотрудника, после чего пользователь может заполнить текст характеристики.

Обработчик щелчка на кнопке может иметь вид:

Memo1.Lines.Add (‘Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А’);

Загрузка в окно Memo1 текста из файла (например, хранящейся в файле характеристики сотрудника) может осуществляться командой

Сохранение текста в файле может осуществляться командой

1.2.Новые методы решения

При создании теста, можно использовать многостраничный компонент NotePad, он даст возможность на каждый вопрос применять отличное от других вопросов оформление и тем самым придаст тесту более красочный вид.

1.3.Этапы разработки программы

Определение требований к программе – один из важнейших этапов. На этом этапе подробно описывается исходная информация и формулируются требования к результату. Кроме того, описывается поведение программы в особых случаях.

При разработке программы, предназначенной для работы в Windows, требования к ней могут включать пункты о желаемом виде диалоговых окон программы.

На этапе разработки алгоритма необходимо определить последовательность действий, которые надо выполнить для достижения поставленной цели, получения результата. Если задача может быть решена различными способами, и, следовательно, возможны различные варианты алгоритма решения, то, программист, используя некоторый критерий, выбирает наиболее подходящее решение. Затем составляется подробное составление алгоритма.

При программировании в Delphi основная работа программиста заключается в разработке подпрограмм. Задачу организации взаимодействия разработанных подпрограмм берет на себя Delphi . Также Delphi удобна для создания программ с визуальными компонентами, которые уже созданы в ней и имеют стандартный набор команд.

2.1.Постановка задачи

Поставленная задача заключалась в следующем. Необходимо создать программу которая бы проводила тестирование на основе опросника Р.Кеттелла и сохраняла результат опроса для дальнейшего анализа. Программа должна помочь психологам в проведении тестирования студентов.

2.2.Язык программирования Delphi

Среда разработки Delphi ориентирована, прежде всего, на создание программ для семейства операционных систем Windows. При этом большое внимание уделяется возможности визуальной разработки приложений с помощью большого набора готовых компонентов, а в стандартную поставку Delphi входят основные объекты, которые образуют удачно подобранную иерархию из 270 базовых классов, позволяющих избежать ручного кодирования. Эти компоненты охватывают практически все аспекты применения современных информационных технологий.

В процессе построения приложения необходимо выбирать из палитры компоненты, на основе которых будет строиться проект. Еще до компиляции видно результаты своей работы. В этом смысле проектирование в Delphi мало чем отличается от проектирования в интерпретирующей среде, однако после выполнения компиляции получаем код, который исполняется в 10-20 раз быстрее, чем то же, самое, сделанное при помощи интерпретатора. Cреда Delphi включает в себя полный набор визуальных инструментов для скоростной разработки приложений (RAD — rapid application development), поддерживающей разработку пользовательского интерфейса.

2.3.Пользовательский интерфейс

При запуске опросника, программа попросит вести личные данные, такие как: Фамилия, имя, пол и возраст.

Ввод этих данных обязателен, без них невозможно начать тест, т.к. от этого зависит подсчёт факторов личности.

После заполнения всех полей, можно начать сам тест, при этом откроется новое окно, а старое закроется. В новом окне будет приведена инструкция по выполнению теста и небольшое описание.

При нажатии кнопки “Далее >>>” на форме отобразится вопрос и три варианта ответа, выбор варианта ответа производится кликом мыши. Продолжение тестирования производится кнопкой “Далее >>>” при этом на форме будут отображаться новые вопросы и три варианта ответа.

При окончание теста, программа подсчитает количество набранных баллов и отобразит характерные черты личности тестируемого.

При закрытие все факторы сохраняются в файл с расширением .txt и именем файла аналогичным с фамилией тестируемого, папка в которой буду находится все эти файлы, называется tested м находится в папке программы.

2.4.Структура программы

Организационная структура реализации алгоритма разработки программы схематически изображена на рисунке 1.

2.5.Минимальный состав оборудования

Процессор – не ниже Pentium 166;

Операционная система – Windows 95, 98, 2000, XP;

Оперативная память – 16 Мб;

Минимальное требуемое место на жестком диске – 5 Мб.

В настоящее время широко в нашу жизнь внедряются информационные технологии. На сегодняшний день, наверное, не осталось никакой области, где–бы они не применялись. Одной из сфер деятельности, в которой информационные технологии получили широкое распространение, являются игры и досуг.

Бобровский С. Delphi 5 – М.: Питер, 2002.

Гаевский А.Разработка программных приложений на Delphi 6 – М.: Киев, 2000.

Джон Матчо, Дэвид Р.Фолкнер. «Delphi» — пер. с англ. – М.:Бином, 1998г.

Епанишников А. М., Епанишников В. А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. М.: Диалог МИФИ, 1998.

Зуев В. А.. Turbo Pascal 6.0, 7.0. М.: Веста; Радио и связь, 1998.

Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Язык программирования Delphi 5 – М.: «Издательство Триумф», 1999.

Леонтьев В. Delphi 5 – М.: Москва «Олма-Пресс», 1999.

Моисеев А. Object Pascal – М.: Москва, 2000.

Немнюгин С.А. Программирование – М.: Питер, 2000.

Программирование под ред. В.В.Старлова – М: Питер, 1999

Ремизов Н. Delphi – М.: Питер, 2000.

Сван Т. Основы программирования в среде для Windows 95. Киев, 1996.

Справочная система Delphi 5.0 Help.

Т.А. Ильина. Программирование на Delphi 6 – М.: Питер, 2000.

Фаронов В. В. Delphi 4. Учебный курс. М.: Нолидж, 1999.

Федоров А. Г. Создание Windows-приложений в среде Delphi. М.: ТОО «Компьютер Пресс», 1999.

Хендерсон К. Руководство разработчика баз данных в Delphi 2. Киев: Диалектика, 1998.

Ч. Куписевич. Программирования на Delphi. – М: Киев, 1986

Шапошников И. Delphi 5 – М.: Санкт-Петербург, 2001.

Шумаков П. В. Delphi 3 и разработка приложений М.: Нолидж, 1999.

1Приложение

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Источник: http://mirznanii.com/a/111740/sozdanie-testa-v-delphi

Хочу написать тест:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var k. ;
begin
k:=. ToStr(Edit1.Text);
if k=a
then Label1.Caption:=’Правильно!’
Else Label1.Caption:=’Не правильно’
end;

Тест представляет собой последовательность вопросов, на которые испытуемый должен ответить путем выбора правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.

Файл теста состоит из трех разделов:

раздел заголовка;
раздел оценок;
раздел вопросов.

Заголовок содержит общую информацию о тесте, например, о его назначении. Заголовок может состоять из нескольких строк. Признаком конца заголовка является точка, стоящая в начале строки.

Вот пример заголовка файла теста:

Сейчас Вам будут предложены вопросы о знаменитых памятниках и архитектурных сооружениях Санкт-Петербурга.

Вы должны из предложенных нескольких вариантов ответа выбрать правильный.

За заголовком следует раздел оценок, в котором приводятся названия оценочных уровней и количество баллов, необходимое для достижения этих уровней. Название уровня должно располагаться в одной строке. Вот пример раздела оценок:

Форма приложения
Эта форма будет использоваться как для вывода вопросов теста и ввода ответов пользователя, так и для вывода начальной информации о тесте и результатов тестирования.

Поле метки Label3 предназначено для вывода текста вопроса, начальной информации о тесте и результатов тестирования.

Поля Label 1, Label2, Label3 и Label 4 предназначены для вывода текста альтернативных ответов, а переключатели RadioButtoni, RadioButton2, RadioButton3 и RadioButton4 — для выбора ответа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как сделать белый цвет прозрачным в фотошопе

Командная кнопка Buttonl предназначена для подтверждения выбора альтернативного ответа и перехода к следующему вопросу теста.

Следует обратить внимание на недоступный (невидимый) во время работы переключатель RadioButton5. Перед выводом очередного вопроса он программно устанавливается в выбранное положение, что обеспечивает сброс (установку в невыбранное состояние) переключателей выбора ответа (RadioButton1i, RadioButton2, RadioButton3 И RadioButton4).

Следует обратить внимание, что несмотря на то, что свойства Border-icons. biMinimize И Borderlcons.biMaximize имеют значение False, кнопки свернуть окно и Развернуть окно отображены в форме. Реальное воздей-

ствие значения этих свойств на вид окна проявляется только во время работы программы. Значение свойства Borderstyle также проявляет себя только во время работы программы.

Для вывода иллюстрации в форму добавлен компонент image, значок которого (рис. 15.3) находится на вкладке Additional палитры компонентов. В табл. 15.7 приведены свойства компонента image.

Картинку, отображаемую в области image, можно задать во время создания формы или во время работы программы. Во время создания формы картинка задается установкой значения свойства Picture. Во время работы программы — Применением Метода LoadFromFile.

Например, для разрабатываемого приложения инструкция вывода иллюстрации, находящейся в файле Isaak.bmp (изображение Исаакиевского собора), может быть такой:

Очевидно, что размер области формы, которая может использоваться для вывода иллюстрации, зависит от длины (количества слов) вопроса, длины и количества альтернативных ответов. Чем длиннее вопрос и ответы, тем больше места в поле формы они занимают, и тем меньше места остается для иллюстрации.

При проектировании формы можно задать жесткие ограничения на размер областей, предназначенных для вопроса и альтернативных ответов, и жестко задать предельный размер иллюстрации. Однако можно поступить иначе. После прочтения из файла очередного вопроса вычислить, сколько места займут тексты вопроса и ответов и сколько места можно выделить для вывода иллюстрации
Если реальный размер иллюстрации превышает размер области, выделенной для ее вывода, то необходимо вычислить коэффициент масштабирования и установить максимально возможные, пропорциональные ширине и высоте иллюстрации, значения свойств width и Height области вывода иллюстрации.

Реальные размеры иллюстрации, загруженной в область image 1, можно получить из свойств Image1.Picture.Bitmap.Width И Image1.Picture.Bitmap.Height.

Загрузка файла теста

Передать имя файла теста программе тестирования можно через параметр командной строки путем настройки свойств значка, изображающего программу тестирования на рабочем столе или в папке.

Например, для настройки программы тестирования, значок запуска которой находится на рабочем столе, на работу с файлом теста Peterb.txt необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на значке программы, из появившегося контекстного меню выбрать команду Свойства и в поле Объект, после имени файла программы (Testl.exe), ввести имя файла теста (Peterb.txt), заключив его в двойные кавычки
Примечание

Текст, находящийся в поле Объект вкладки Ярлык диалогового окна Свойства, называется командной строкой.

Программа может получить параметр, указанный в командной строке запуска программы, как значение функции ParamStr^), где л — номер параметра. Количество параметров командной строки находится в глобальной переменной ParamCount. Для приведенного выше примера командной строки запуска программы тестирования значение переменной ParamCount равно 1, а функции ParamStr (1) — peterb.txt.

Ниже приведен фрагмент программы, обеспечивающий прием параметра из командной строки:

if ParamCount = 0 then begin

ShowMessage(‘Ошибка! Не задан файл вопросов теста.’);

goto bye; // аварийное завершение программы

FileName := ParamStr(1); // имя файла — параметр командной строки

При запуске программы, использующей параметры командной строки, из среды разработки параметры нужно ввести в поле Parameters диалогового окна Run Parameters (рис. 15.6), которое открывается в результате выбора из меню Run команды Parameters

После создания формы в окно редактора кода, в секцию implementation следует поместить описание глобальных констант (раздел const) и переменных (раздел var). Затем можно приступить к созданию процедур обработки событий.

Их в программе три: обработка события onActivate для стартовой формы, обработка события Onclick для командной кнопки Buttoni и процедура обработки события onclick — одна, общая для переключателей выбора ответа.

В листинге 15.1 приведен полный текст программы.

Листинг 15.1. Программа тестирования

SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages,

Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls;

TForm1 = class(TForm) // вопрос

Label3: TLabel; // альтернативные ответы

Label1: TLabel; Label2: TLabel;

Label3: TLabel; Label4: TLabel;

// переключатели выбора ответа

Image1: TImage; // область вывода иллюстрации

Button1: TButton; // кнопка Ok, Дальше

RadioButtonS: TRadioButton; // «служебная» кнопка

procedure FormActivate(Sender: TObject);

procedure ButtonlClick(Sender: TObject>;

procedure RadioButtonClick(Sender: TObject);

Form1: TForm1; // форма

N_LEV=4; // четыре уровня оценки

N_ANS=4; // четыре варианта ответов

fn:string; // имя файла вопросов

1evel:array[1..N_LEV] of integer;

// сумма, соответствующая уровню

mes:array[1.,N_LEV] of string;

// сообщение, соответствующее уровню

score:array[1..N_ANS] of integer;

// балл за выбор ответа

summa:integer; // набрано очков

vopros:integer; // номер текущего вопроса

n_otv:integer; // число вариантов ответа

otv:integer; // номер выбранного ответа

// вывод начальной информации о тесте

procedure info(var f:TextFile;l:TLabel);

then buf := buf + s+ ‘ ‘;

until s[l] =’.’; l.caption:=buf;

// прочитать информацию об оценках за тест

Procedure GetLevel(var f:TextFile);

begin // заполняем значения глобальных массивов

readln(f,buf); if buf[1] <> ‘.’ then begin

w,h:integer; // максимально допустимые размеры картинки

scaleX:real; // коэф. масштабирования по X

scaleY:real; // коэф. масштабирования по Y

scale:real; // общий коэф. масштабирования

// вычислить максимально допустимые размеры картинки

then h:=h-Form1.Label4.Height-5; // определить масштаб

if ScaleY ‘.’) and (s[l] <>‘\’)

then Form1.Image1.Tag:=0 else

// к вопросу есть иллюстрация

on E:EFOpenError do

frm.tag:=0; end; // try end;

// читаем варианты ответов

repeat // читаем текст варианта ответа

until (s[l]=’,’)or(s[1]=’.’); // прочитан альтернативный ответ

// здесь прочитана иллюстрация и альтернативные ответы

// текст вопроса уже выведен

if Forml.Image1.Tag =1 // есть иллюстрация к вопросу then

// вывод альтернативных ответов

if Form1.Label1.Caption <> » then begin

if Forml.Image1.Tag =1

if Forml.Label2.Caption <> » then begin

if Forml.Label3.Caption <> » then begin

if Forml.Label4.Caption <> » then begin

// сделать невидимыми все метки и переключатели

// определение достигнутого уровня

+’Всего баллов: ‘+buf; i:=1;

После запуска программы и вывода на экран стартовой формы происходит событие onActivate. Процедура FormActivate сначала вызывает процедуру ResetForm, которая, присваивая значение False свойству visible, делает невидимыми поля вывода альтернативных ответов и переключатели. Аналогично делается невидимой область иллюстрации. Кроме того, процедура устанавливает максимально возможную ширину полей меток альтернативных ответов.

После очистки формы проверяется, указан ли при запуске программы параметр — имя тестового файла.

Если параметр не указан (значение paramCount в этом случае равно нулю), то присвоением значения свойству caption метки Label5 выводится сообщение: Не задан файл вопросов теста И свойству Tag кнопки Button1 присваивается значение 2(Button1.Tag:=2

Если параметр задан, то открывается файл теста.

Программа тестирования получает имя файла теста как результат функции Paramstr(l). Реализация программы предполагает, что если имя файла теста задано без указания пути доступа к нему, то файл теста и файлы с иллюстрациями находятся в том же каталоге, что и программа тестирования. Если путь доступа указан, то файлы с иллюстрациями должны находиться в том же каталоге, что и файл теста. Такой подход позволяет сгруппировать все файлы одного теста в одном каталоге.

Открывается файл теста обычным образом. Сначала обращением к процедуре AssignFile имя файла связывается с файловой переменной, а затем вызывается инструкция открытия файла для чтения.

После успешного открытия файла вызывается процедура info, которая считывает из файла информацию о тесте и выводит ее присваиванием прочитанного текста свойству Caption поля метки Labels.

Затем вызывается процедура GetLevei, которая считывает из файла теста информацию об уровнях оценки. Эта процедура заполняет массивы level И mes.

После вывода информационного сообщения программа ждет, когда пользователь нажмет кнопку OK (Button1).

Командная кнопка Buttoni используется для:

аварийного завершения работы приложения (в случае, если не задано имя файла теста);

начала тестирования (после прочтения информационного сообщения);
перехода к следующему вопросу (после выбора одного из ответов);

завершения работы программы (после прочтения результатов тестирования).

Свойство Tag кнопки Buttoni используется для идентификации текущего состояния формы и выбора действия при щелчке на кнопке Buttoni.

После вывода информации о тесте значение свойства Tag кнопки Button: равно нулю. Поэтому в результате первого щелчка на кнопке Buttoni выполняется та часть программы, которая обеспечивает вывод первого вопроса, замену находящегося на кнопке текста ОК на текст Дальше, и устанавливает в выбранное состояние переключатель RadioButton5, который закрыт панелью и поэтому не виден пользователю. Кроме того, присваиванием значения False свойству Enabled кнопка Buttoni делается недоступной, тем самым блокируется переход к следующему вопросу до тех пор, пока не будет выбран один из ответов. Значению свойства Button1.Tag присваивается единица, тем самым выполняется подготовка к обработке следующего щелчка кнопки Button1.

После выбора ответа и нажатия кнопки Дальше (Buttoni) (в этом случае значение свойства Button1.Tag равно единице) к набранной сумме баллов добавляется количество баллов за выбранный ответ. Затем, если не достигнут конец файла, вызывается процедура вывода очередного вопроса. Если достигнут конец файла, то сначала закрывается файл теста, изменяется текст на кнопке Buttoni и значение Button1. Tag, а затем посредством процедуры Itog выводятся результаты тестирования.

Если значение Button1.Tag равно двум, то применением метода close к форме Form1 закрывается окно программы, в результате чего программа завершает работу.

Вывод вопроса и альтернативных ответов выполняет процедура VoprosToScr. Сначала процедура увеличивает счетчик вопросов vopros и присвоением значения свойству Caption формы выводит номер текущего вопроса в заголовок окна. Затем процедура читает строки из файла теста до тех пор, пока первым символом очередной прочитанной строки не будет точка или «обратная наклонная черта».

После вывода текста вопроса делается проверка: какой символ используется в качестве признака конца вопроса. Если обратная наклонная черта, что свидетельствует о том, что к вопросу есть иллюстрация, то свойству Form1.image1.Tag присваивается единица и из прочитанной строки выделяется имя файла иллюстрации.

Загрузка иллюстрации осуществляется применением метода LoadFromFile к свойству image1. Picture. Однако после загрузки иллюстрация на экране не появляется, так как значение свойства Image1. visible равно False.

После считывания иллюстрации процедура считывает вопросы. После обработки последнего вопроса, если была загружена иллюстрация, вызовом процедуры ScaleImage вычисляется и устанавливается размер области иллюстрации. После этого установкой значения свойства Imagel.Top задается положение верхней границы области иллюстрации, а присваиванием значения True свойству image1. visible иллюстрация делается видимой.

Так как количество символов в тексте вопроса и число альтернативных ответов от вопроса к вопросу могут меняться, и, следовательно, на экране они могут занимать разное количество строк, то каждый раз перед выводом текста очередного ответа устанавливается значение свойства тор как расстояние от нижней границы предыдущего альтернативного ответа. Для поля вывода первого альтернативного ответа (Label) значение тор вычисляется от нижней границы поля вопроса (Labels) или, если к вопросу есть иллюстрация, от нижней границы поля иллюстрации (imagei).

Выбор ответа пользователь осуществляет щелчком одного из переключателей. После вывода вопроса ни один из переключателей, соответствующих альтернативному ответу, не является выбранным. Выбран только переключатель RadioButtonS, который находится за панелью Panel1 и поэтому не виден пользователю.

Для обработки события onclick переключателей RadioButton1,

RadioButton2, RadioButton3 и RadioButton4

В Программе используется общая процедура— TForm1.RadioButtonciick. Эта процедура получает в качестве параметра объект, на котором произошло событие. Сравнивая полученное значение с именами объектов-кнопок выбора, процедура присваивает значение глобальной переменной otv, которая используется процедурой VoprosToScr для увеличения набранной суммы баллов. Кроме того, процедура TForm1.RadioButtonClick делает доступной кнопку перехода к следующему вопросу (Buttonl), которая после вывода очередного вопроса недоступна.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  как сделать приворот дома

Процедура Itog, сравнивая набранную сумму баллов summa со значением элементов массива level, определяет, какого уровня достиг испытуемый, и выводит соответствующее сообщение присвоением значения свойству

Источник: http://www.delphisources.ru/forum/showthread.php?t=1159

16 ответов

Все вопросы лучше выводить на одной форме.
Для этого форма должна бы иметь переменную, в которую
записывается номер текущего вопроса curQuestionNo.

Вопросы можно выводить в TLabel напр. lbQuestion;
Ответы можно представить с помощью TRadioGroup напр. rgAnswer;
(и во время проектирования добавить 5 пунктов в RadioGroup).
5 картинок одинакого размера нужно записать в TImageList.

И наверно лучше вопросы/ответы записывать в таблицы, но проще всего это записать в массивы.

arQuestions: array [1..5] of string; // 5 вопросов
arAnswers: array[1..5, 1..5] of string; // 5 ответов
arRightAnsNo: array[1..5] of Integer; // Номер прав.ответа
goodAnsCnt: Integer; // Кол.прав.ответов (init 0)
при создании программы присвоить им начальные значения.
Например Timer1.Interval := 180000; // задержка в 3 минуты, и напр.

//Нажата кнопка [ Ответить ]
procedure TForm1.AnsBtnClick(Sender: TObject);
begin
// Отключаем таймер.
Timer1.Enabled := False;
// Обработка ответа
ProdAnswer();
end;

procedure TForm1.CheckAnswer();
begin
// Проверка правильности ответа
if rgAnswer.ItemIndex + 1 = arRightAnsNo[curQuestionNo] then
Inc(goodAnsCnt);
end;

procedure TForm1.NextQuestion();
var
i: Integer;
begin
if curQuestionNo

Источник: http://forum.codenet.ru/q31189/

Автор: Alex. Опубликовано в Программирование 03 Сентябрь 2015 . просмотров: 14730

Разработка через тестирование в Delphi производится с помощью встроенного инструмента DUnit. В статье мы рассмотрим, как создаются тестовые проекты Delphi, как создавать юнит тесты и как тестировать.

Итак, сначала поговорим о том, что такое DUnit. DUnit – это инструмент тестирования с открытыми исходными кодами, основанный на JUnit. Доступен он как для Delphi, так и для C++.

Вообще, в состав Delphi этот инструмент включён начиная с Delphi 2005. Для Delphi и C++ Builder DUnit устанавливается автоматически установщиком RAD Studio. В папке \source\DUnit (внутри папки, куда установлен Delphi) вы можете найти много ресурсов, в том числе исходные файлы, документацию и примеры тестов. Поставляется DUnit под лицензией Mozilla Public License 1.1 (MPL).

В статье я не буду углубляться в теорию, а лишь покажу, как пользоваться инструментом DUnit в Delphi. Будем считать, что читатель знает, что такое разработка через тестирование.

Создание тестового проекта

Тестовый проект содержит один или несколько тестовых случаев, которые представляют из себя обычные .pas файлы и будут доступны в IDE на панели Project Manager. Также RAD Studio предоставляет в ваше распоряжение мастер создания тестового проекта «Test Project Wizard». Рекомендуется создавать два отдельных проекта: один тестируемый, а второй тестирующий. Так вам не придётся в будущем удалять ваши тесты из готового приложения.

Давайте для начала создадим проект, который мы будем тестировать. Допустим, это будет оконное VCL приложение. Выберите пункт меню «File -> New -> VCL Forms Application — Delphi». Созданный проект сохраните.

После создания тестируемого проекта, создадим тестовый проект. Для этого выберите пункт меню «File -> New -> Other. », затем в диалоге «New Items» выберите «Unit Test -> Test Project» и нажмите «OK».

На первом шаге мастера «Test Project Wizard» в поле «Source Project» можно указать тестируемый проект, если их несколько. В полях «Project Name» и «Location» указывается название и расположение тестового проекта. В поле «Personality» выбирается язык программирования (в нашем случае – это Delphi). Все перечисленные поля заполнились автоматически, что нам подходит. Галочку «Add to project group» оставьте, чтобы проект добавился в текущую группу проектов. Нажмите «Next >».

На следующем шаге можно выбрать, как будет выполняться тест (поле «Test Runner»): в окне («GUI») или в консоли («Console»). Оставим здесь предложенный по умолчанию вариант – «GUI». В поле «Test Framework» указываются инструменты тестирования. Поменять в этом поле ничего нельзя, т.к. для Delphi и C++ поддерживается только инструмент DUnit. Нажмите «Finish» и вы увидите, что в группе проектов появился новый пустой тестовый проект.

Тестовые случаи и тестирование

В типичном тестовом проекте, для каждого тестируемого класса есть тестирующий класс, но это не обязательно. Тестирующий класс также привязан к тестовому случаю. Как правило, тестирующий класс имеет набор из одного или нескольких методов, которые соответствуют одному или нескольким методам тестируемого класса. В один тестовый проект могут быть включены несколько тестовых случаев. Запуск каждого тестового случая и тестового проекта может быть автоматизирован с помощью bat-файлов или скриптов сборки проекта.

В основном рекомендуется создавать тесты в отдельном проекте (отдельно от тестируемого проекта). Так вам не нужно будет удалять тесты из проекта перед финальной сборкой проекта.

RAD Studio предоставляет вам мастер «Test Case Wizard» для помощи в создании тестовых случаев, которые вы сможете настроить на своё усмотрение.

Прежде чем сделать тестовый случай, давайте определимся, что мы будем тестировать. В тестируемом проекте Project1, который мы создали, есть форма. Давайте её и будем тестировать. Допустим, наша форма будет построчно сравнивать два текстовых файла и показывать строки с различиями. Сравнивать будем двумя способами: учитывая регистр и без учёта регистра. Код для теста сделаем элементарный, будем сравнивать строки с одинаковыми индексами.

Итак, на форму ставим два текстовых поля TRichEdit и две кнопки TButton. Затем обрабатываем события от нажатий кнопок и дописываем код следующим образом:

Как видите, по нажатию на кнопки будут вызываться две процедуры Compare и ShowDifferences. Первая процедура будет сравнивать два текста и сохранять индексы несовпадающих строк в список differentStrings, а вторая процедура будет на основе этого списка подкрашивать несовпадающие строки в красный цвет. В процедуру Compare будет передаваться параметр ignoreCase определяющий способ сравнения строк. Пока реализацию функции Compare делать не будем, а сразу сделаем тест для неё.

Для создания тестов нужно сделать следующие шаги:

        • Откройте юнит, для которого нужно сделать тесты и переключитесь на закладку «Code». Т.е. ваш юнит должен отображаться в редакторе кода.
        • Выберите пункт меню «File -> New -> Other. ».
        • В диалоге «New Items» выберите «Unit Tests -> Test Case» и нажмите «OK».
        • В открывшемся мастере «Test Case Wizard» на первом шаге нужно указать путь к файлу тестируемого юнита в поле «Source file» (сюда автоматически подставляется путь к файлу для текущего открытого в редакторе юнита) и выбрать, какие классы и методы нам нужно тестировать. В нашем примере будем тестировать только один метод Compare, поэтому поставьте галочку только напротив него. Нажмите «Next >».
        • На следующем шаге задаётся тестовый проект в поле «Test Project», имя файла тестового случая в поле «File name», инструменты тестирования в поле «Test Framework» (это поле неактивно, т.к. поддерживается только DUnit) и базовый класс в поле «Base class». Базовый класс TTestCase подходит для большинства случаев, но вы можете использовать и собственный класс. В нашем примере мы не будем здесь ничего менять. Нажмите кнопку «Finish».

После этого вы увидите, что в тестовом проекте появился файл «TestUnit1.pas» и в этот же проект добавлен тестируемый юнит «Unit1.pas».

А вот что вы увидите в файле TestUnit1.pas:

Как видите, здесь сделана заготовка для тестирующего класса TestTForm1, унаследованного от класса TTestCase. В секции initialization происходит регистрация этого класса.

В методе SetUp происходит подготовка к тестированию. Здесь нужно создать тестируемый класс и подготовить всё что нужно для тестов, например, подключиться к удалённому серверу или базе данных и т.п. Кстати здесь код сгенерирован с ошибкой: конструктор формы должен принимать входной параметр. Исправим строку кода с созданием формы следующим образом:

Метод TearDown вызывается по окончании тестирования и здесь нужно освободить все ресурсы и удалить все созданные объекты. Здесь сгенерированный код нас устраивает.

Метод TestCompare создан как раз для тестирования нашего метода Compare. Как видите, здесь вызывается наш метод Compare, но нет никаких проверок. Давайте добавим здесь в текстовые поля одинаковый текст, вызовем метод Compare и сделаем проверку результата.

После этого запустите тестовый проект Project1Tests.exe. Для этого сделайте его активным (дважды щёлкните по проекту в окошке «Project Manager») и затем запустите его выполнение (для этого выберите пункт меню «Run -> Run» или нажмите клавишу F9). После запуска перед вами появится окошко, показанное на картинке ниже.

Чтобы запустить все тесты выберите пункт меню «Actions -> Run». Если у вас много тестов, а вам нужно выполнить только часть из них, вы можете проставить галочки рядом с нужными тестами и затем вызвать пункт меню «Actions -> Run selected test». После выполнения тестов вы увидите нашу ошибку. Это нормально, ведь пока наша функция Compare не написана и она ничего не сравнивает. Если вы щёлкните на ошибку, то в нижнем поле увидите подробности.

Теперь давайте исправлять ошибки, чтобы тестирование прошло успешно. Допишите функцию сравнения следующим образом:

В методе тестирования добавим тесты для разных вариантов сравнения:

Теперь протестируем нашу функцию Compare. Как видите, всё работает правильно, ошибок нет.

Помимо метода CheckEquals в вашем распоряжении есть и другие методы для проверки результатов. Вот основные методы, которые вам могут понадобиться:

        • Check – проверяет выполнение условия и кидает исключение, если условие не выполняется.
        • CheckEquals – проверяет равенство двух значений и кидает исключение, если значения не равны.
        • CheckNotEquals – проверяет неравенство двух значений и кидает исключение, если значения равны.
        • CheckNotNull – проверяет указатель на «не nil» и кидает исключение, если указатель равен nil.
        • CheckNull – проверяет указатель на nil и кидает исключение, если указатель не равен nil.
        • CheckSame – проверяет равенство указателей на объекты и кидает исключение, если указатели не равны.
        • Fail – просто кидает исключение ETestFailure с нужным вам текстом.

Тестирование приватных методов

Отдельно хотелось бы показать, как тестировать приватные методы. Для вызова приватных методов в Delphi мы воспользуемся RTTI (Run-Time Type Information).

Для начала перенесите объявление переменной differentStrings и методов Compare и ShowDifferences в секцию private и добавьте директиву $RTTI, которая даст доступ к приватным методам (к приватным переменным доступ через RTTI разрешён по умолчанию):

Код тестирования поменяйте следующим образом, не забыв добавить в секцию uses юнит System.Rtti:

Аналогично можно тестировать приватные свойства. Директива $RTTI будет выглядеть тогда следующим образом:

Итак, из статьи вы узнали, как реализована поддержка разработки с помощью тестирования в Delphi, а именно: как создавать тестовый проект, как создавать тесты и проводить тестирование, как тестировать приватные методы.

Источник: http://www.proghouse.ru/programming/56-dunit

Ссылка на основную публикацию